Станислав Яворский — в издании «Хороший доктор»

Как показывает практика, значительная часть материальных требований, заявляемых пациентами к медицинским организациям, связана с моральным вредом. Важно понимать, как действующее законодательство регулирует эту сферу.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, именно суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации за причиненный вред. Это поднимает важный вопрос: может ли медицинская организация достичь соглашения с пациентом о компенсации морального вреда без обращения в суд?
Ответ на этот вопрос не так однозначен:
1. Роль суда: Закон четко указывает, что именно суд определяет размер компенсации.
2. Доказательства и экспертиза: Верховный суд РФ отмечает, что справедливый размер компенсации может быть установлен только после тщательного изучения доказательств и проведения судебно-медицинской экспертизы, что невозможно без судебного процесса.
3. Права пациента: Даже, если клиника достигает соглашения с пациентом, это не лишает его права обратиться в суд с увеличением требований. Пленум Верховного суда РФ прямо указывает на это в своем постановлении 2022 года.
Таким образом, несмотря на возможность досудебного урегулирования, медицинские организации часто оказываются в сложной ситуации. Защищая интересы потерпевших, суд создает риски для стабильности гражданского оборота и увеличивает нагрузку на судебные органы.
«Также странной выглядит устойчиво наметившаяся в последние годы тенденция компенсации морального вреда в ситуациях, когда допущенные медицинскими организациями недостатки вообще не привели к каким-то неблагоприятным последствиям для пациентов. Эксперты указывают, что записи в медицинских картах являются неинформативными, неполными, плохо читаемыми и т.д. При этом действующее законодательство не раскрывает, какая запись является достаточно информативной, а какая – нет.» — отметил Станислав Яворский.
«Однако практика взыскания морального вреда при дефектах ведения медицинской документации, не приведших к неблагоприятным последствиям, представляется более чем спорной. Дело в том, что, помимо прочего, для компенсации морального вреда необходимо обязательно доказать факт физических или нравственных страданий потерпевшего. Сложно представить ситуации, когда отсутствие отдельных медицинских записей в объемной истории болезни или их неинформативный характер (что бы это ни значило) само по себе приводит к страданиям пациентов.»
В заключение хочется отметить, что несмотря на то, что компенсация морального вреда в медицинской деятельности является распространенным и давно используемым механизмом, можно констатировать, что на сегодняшний момент правоприменительная практика по данному вопросу нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Читайте полную версию статьи в издании «Хороший доктор».
Copyright P&I Legal © 2017 ООО «Пи энд Ай Лигал»